Для полноценного использования всех возможностей нашего сервиса необходимо заполнить и подтвердить обязательные поля в вашем профиле:
Благодарим за уделённое внимание!
Удастся ли России сохранить статус главного поставщика зерна на мировой рынок?ФильтрыРегионВыбор региона
К
НовостиУдастся ли России сохранить статус главного поставщика зерна на мировой рынок?
21 окт 2013, 11:15
1233
На прошедшей неделе в России состоялось заседании комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, которое было посвящено обсуждению приоритетных направлений законодательного обеспечения развития АПК.
Присутствовавший на заседании руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт в своем выступлении отметил, что для обеспечения гарантированного выхода отечественной пищевой продукции на внешние рынки необходима гармонизация ветеринарного законодательства России и потенциальных стран-импортеров с учетом обеспечения режима максимального благоприятствования для российского экспорта, а также реализация мер по обеспечению благополучия территории России по особо опасным болезням животных. Госветконтроль - в одни руки Достаточно большую роль в этой работе призван сыграть проект федерального закона «О ветеринарии». К сожалению, отметил С.Данкверт, в законопроекте сохранилось положение, в соответствии с которым осуществление государственного ветеринарного надзора (контроля) будет осуществляться как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Федерации в виде переданных полномочий. Это только усугубит крайне неблагоприятную обстановку с обеспечением биологической и пищевой безопасности сложившуюся в результате административной реформы 2004 года. По мнению экспертов, необходимо передать полномочия по государственному ветеринарному надзору полностью на федеральный уровень. Как отметили ИА «Казах-Зерно» в пресс-службе профильного ведомства, другой негативной тенденцией является то, что федеральный уровень разделен между рядом ведомств, что, естественно, не обеспечивает равный уровень подхода к проведению противоэпизоотических мероприятий на территории России. В случае непринятия соответствующих решений это приведет к разрушительным последствиям в сфере обеспечения биологической безопасности страны в целом и АПК в частности. «Таким образом, в законопроекте необходимо предусмотреть восстановление единой структуры государственной ветеринарной службы, при которой местные органы ветеринарии в обязательном порядке выполняют распоряжения федерального органа, а на федеральном уровне нет разделения на ведомственные ветеринарные службы. Кроме того, в соответствии с предлагаемым законопроектом ветеринарная сертификация не требуется в том числе, в случае перевозки физическими лицами отдельных видов животных, предназначенных для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», - указывается в сообщении ведомства. Особую озабоченность Россельхознадзора вызывают попытки передачи всех функций государственного ветеринарного пограничного и карантинного фитосанитарного видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу России ФТС России. Кроме того, в соответствии с Положением порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации регионального государственного ветеринарного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации. Как показывает практика, разработка таких нормативных правовых актов регионального значения требует значительного периода времени, в течение которого будет отсутствовать как федеральный, так и региональный государственный ветеринарный надзор в субъекте Федерации. Усугубляет данную ситуацию и то, что в ряде субъектов Федерации органы управления ветеринарией не имеют самостоятельную структуру, а также должностей официальных лиц, уполномоченных осуществлять государственный ветеринарный надзор. «Учитывая все это, необходимо принять срочные меры по подготовке изменений в эти Положение и Указ Президента Российской Федерации», - указал представитель Россельхознадзора. В настоящее время из всех случаев АЧС, зарегистрированных у домашних свиней, 90% случаев приходится на личные подсобные хозяйства, как наименее защищенные в ветеринарно-санитарном отношении. При этом существуют проблемы проведения проверочных мероприятий в отношении данной категории хозяйств, что сказывается негативно в условиях необходимости оперативного купирования распространения эпизоотий и ведет к несоблюдению ветеринарно-санитарного режима гражданами, а также невыполнению ими противоэпизоотических мероприятий. На практике это повсеместно приводит к неконтролируемому разведению животных и их перемещению, что является одним из основных путей распространения АЧС (как и иных заразных болезней), к содержанию их в таких санитарных условиях, что заражение части животных при наличии очага инфекции в регионе или стационарного неблагополучия региона становится практически неизбежным, что и наблюдается на практике. В результате из личных подсобных хозяйств это заболевание переносится в крупные свиноводческие комплексы, что ведет к угрозе продовольственной безопасности страны и может привести к полной зависимости от импорта свинины. Надзорное ведомство предложило введение на территориях регионов страны, где регистрировались очаги африканской чумы свиней, запрета на содержание домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности (включая личные подсобные хозяйства граждан), не обеспечивающих необходимый в условиях неблагополучия по АЧС уровень биологической защищенности, то есть имеющие первый и второй компартмент. Другой путь - это переориентирование ЛПХ на альтернативные виды животноводства. Но, в любом случае, какие бы животные не содержались в ЛПХ, решение проблем организационно-технического, управленческого, методического характера невозможно без решения проблем правового характера. Имеются новации в законодательстве, не учитывающие специфические особенности ветеринарного контроля и надзора, иных ветеринарных мероприятий и процедур, обусловленные чисто биологическими закономерностями, с которыми необходимо считаться при любых изменениях законодательства в данной сфере. Например, последние изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяют осуществлять перевозку для личного пользования сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов. По мнению Россельхознадзора, данное положение требует немедленной корректировки, поскольку несет в себе реальную угрозу ухудшения эпизоотической ситуации на территории страны по заразным и иным болезням животных, что в конечном итоге угрожает здоровью населения и экономике аграрного сектора. Зерно должно быть под контролем Также на заседании было отмечено, что особого внимания требует и комплекс проблем, сложившихся в области государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки. В связи с внесением изменений в российское законодательство с октября 2011 года и по настоящее время в России отсутствует национальный законодательный акт, регламентирующий осуществление государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью в сфере оборота зерна и продуктов его переработки. Вопрос о подготовке предложений по обеспечению государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью в сфере оборота зерна и продуктов его переработки и закреплению соответствующих полномочий за федеральным органом исполнительной власти ставился руководством страны еще в 2011 году. Однако до настоящего времени такой законодательный акт не принят. Минсельхоз России проинформировал правительство Российской Федерации о целесообразности обеспечения государственного контроля (надзора) за безопасностью в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обратился с просьбой о снятии с контроля поручений Правительства Российской Федерации, касающихся этого вопроса. Правительство Российской Федерации согласилось с позицией Минсельхоза, поручение снято с контроля при условии рассмотрения вопроса об эффективности системы государственного контроля (надзора) за безопасностью в сфере производства и обращения зерна на заседании Комиссии правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности зерна» и «О безопасности пищевой продукции» не регулируют вопросы, относящиеся к качеству зерна и продуктов его переработки. Российская Федерация может стать единственной страной из числа крупнейших производителей зерна, которая отказалась от контроля качества зерна и продуктов его переработки. Это создает серьезные риски для развития отечественного агропромышленного комплекса и экономики страны в целом, для обеспечения продовольственной безопасности России, сохранения статуса как одного из главных поставщиков зерна на мировой рынок. Повышается вероятность экспорта зерна, не отвечающего по характеристикам требованиям стран-импортеров, что может стать причиной наложения запрета на импорт зерна из России. Россельхознадзор в соответствии с постановлением правительства «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» наделен полномочиями по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований указанного технического регламента, в отношении пищевого и комового зерна, приобретаемого не для личных нужд потребителей, а также в отношении связанных с требованиями к зерну процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору установлены полномочия Россельхознадзора по государственному контролю (надзору) не только за безопасностью зерна и продуктов его переработки, но и за их качеством. Таким образом, правительство подтвердило полномочия Россельхознадзора в этой области, хотя национальный законодательный акт, устанавливающий осуществление указанного вида государственного контроля (надзора) отсутствует. В целях повышения конкурентоспособности отечественной зерновой продукции на внутреннем и международном рынках, необходимо создание надежной национальной системы, обеспечивающей качество и безопасность зерна и продуктов его переработки. «Россельхознадзор считает целесообразным восстановить в Российской Федерации правовые основы обеспечения государственного контроля (надзора) за качеством зерна и продуктов его переработки и принять нормативный правовой акт на уровне федерального закона об осуществлении государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки при их обороте внутри страны и при ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации», - говорится в сообщении ведомства. В целях создания в Российской Федерации действенной и полноценной системы контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, учитывая национальное законодательства государств-членов Таможенного союза и ведущих держав в этой области, целесообразно возложить на Россельхознадзор функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью в сфере оборота не только зерна, но и крупы, муки. Не лучше обстоят дела и в области семеноводства сельскохозяйственных растений. В правительство внесен разработанный Департаментом растениеводства Минсельхоза России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Закрепится ли за Россией статус единственной страны-производителя зерна, которая отказалась от контроля качества зерна, покажет время. Источник: kazakh-zerno.kz Новости grainboard – читайте в нашем телеграм канале Подписаться Также в разделеКомментарии (0)
Войдите, чтобы комментировать
новость
|
||