Казахстан: урожай зерна в чистом весе в этом году составит примерно 16,5 млн тонн

Фильтры

Регион

Новости

Казахстан: урожай зерна в чистом весе в этом году составит примерно 16,5 млн тонн

О формирующихся тенденциях на зерновом рынке в интервью «Капитал.kz» рассказал вице-министр сельского хозяйства Казахстана Муслим Умирьяев.

– Хотелось бы начать с уборочной кампании. Сколько убрано посевных площадей на текущий момент?

– Уборочная кампания пока не завершилась. По оперативным данным акиматов областей, на сегодня (17 октября) убрано зерновых 96% площадей, или более 15,1 млн га. Намолочено 20 млн тонн зерна. Подчеркиваю: это по данным местных властей.

Как правило, когда говорят об объеме урожая, имеют в виду бункерный вес – валовый объем. Часто эти понятия путают с чистым урожаем. Так вот, 20 млн тонн – это бункерный вес. Если смотреть по основным зерносеющим регионам – Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областям, то процент уборки составил 91,5%, 100% и 97,6% площадей соответственно. Подчеркну: речь идет о зерне.

– Почему в Акмолинской области идет задержка с уборкой?

– Уборка выдалась очень сложной. Погодные условия повлияли на сроки созревания урожая: по зерносеющим культурам у нас на три недели позже начата уборочная кампания. Кроме того, объективно климатические условия так сложились, что появляется окно в два-три дня, когда стоит ясная погода, а потом идет дождь. И сейчас, кстати, это сказывается на урожае.

Зерно, поступающее на элеваторы, с повышенным содержанием влаги. Элеваторы круглосуточно занимаются сушкой: при 20% влажности зерно закладывать нельзя. Необходимо снизить уровень влажности до 14%. И это не так просто…

– Это приводит к дополнительным издержкам?

– Еще каким! Минсельхоз на уборочные работы выделил 410 тыс. тонн ГСМ. Дополнительно в ходе уборки – еще 42 тыс. тонн. И сейчас с регионов поступают заявки о нехватке этого объема. Вероятно, будем еще запрашивать. Анализируем, сколько именно. Но важно понять, что в этом году урожай с повышенной влажностью, что рождает сложности и задержки.

– Председатель Союза фермеров Казахстана Ауезхан Даринов в своих оценках относительно урожая 2013 года подчеркивал, что он, вероятно, будет низкого качества, не исключив при этом приписок. Насколько аргументирована его позиция?

– Сразу скажу, что процент уборки у нас вызывает сомнения. С другой стороны, мы не вправе подвергать сомнению данные акиматов, но и верить вслепую тоже не можем. Однако я далек от мысли, что акиматы специально что-то накручивают, делают приписки и рисуют хорошие темпы уборки. Но, знаете, есть такая народная пословица: доверяй, но проверяй. Для нас, как уполномоченного органа, важно понимать реальную обстановку на местах. Поэтому инспекторы из Комитета госинспекции АПК будут выезжать на места и перепроверять эти данные. Кроме того, в конце ноября получим данные спутникового мониторинга, которые в прошлом году отличались от отчетов местных властей на 1,5 млн тонн. Следует отметить, что эта процедура также зависит от климатических условий. Когда облачно, сами понимаете, сложно вести космосъемку.

Но хочу заверить, что мы приложим все усилия для определения максимально точного объема урожая.

– Союз фермеров поднимал вопрос о том, что АО «Продкорпорация» затягивает с объявлением закупочной цены. С чем это связано?

– При определении закупочной цены на зерно мы опираемся на баланс. Важно знать, какой объем зерна реально собран, провести маркетинговые исследования.

Конечно, можно без оглядки на внутренний рынок, опираясь только на благоприятный прогноз урожая, заявить о большом объеме экспорта. А как действовать в случае, если будет дефицит? Ведь мы должны понимать, что хлеб – это социальный продукт.

– Недавно в российских СМИ появились материалы по неурожаю в Поволжье, где 20% посевов пропало. Ситуация в сопредельных с ним регионах также вызывает много вопросов, уже считаются убытки…

- Возвращаясь к вопросу объявления закупочных цен. Благоприятные условия в период созревания урожая сформировали у фермеров и населения позитивные прогнозы. Причем это наблюдалось и у нас, и в России, и на Украине. Даже в августе все в них верили. Было очень много оптимизма.

– А теперь?

– Естественно, при таком информационном нагнетании рынка все ожидали падение цены. И в этой ситуации было бы логично вовремя объявить закупочную цену. Но в середине августе мы начали инспектировать поля. И уже тогда были первые сигналы: фактическая урожайность была значительно ниже биологической урожайности. И, по первым данным уборки, примерно к пятому сентября стало ясно, что опасения подтверждаются. Зерно щуплое. При визуальном осмотре внешне дается оценка в 20-22 центнера с гектара. На поле заходят – 12-15 га.
Несмотря на то, что было определенное давление – объявить закупочную цену – мы убедили правительство выдержать паузу: ситуация станет однозначной, когда начнется массовая уборка. Если в конце августа считали, что закупочная цена составит 23 тыс. тенге за тонну, это было бы хорошо исходя из видовой урожайности. Но, как я и сказал, после первых данных стали появляться опасения, что урожай меньше, чем прогнозировался. То есть, объявив цену раньше, дали бы неправильный сигнал рынку.

После того, как подтвердились ожидания по объему и качеству урожая, АО «Продкорпорация» объявило цену – 28 тыс. тенге. То есть на 5 тыс. тенге больше, чем планировалось несколько недель назад. И дали сигнал рынку – дешевле не будет.

– Рынок реагирует?

– Вот вы сказали про Поволжье. Сейчас поступает информация, что в Костанайской области россияне скупают зерно. Качественное зерно будет в очень хорошей цене. Однозначно. И, установив достаточно высокую закупочную цену, от 28 тыс., к зиме-весне следующего года мы прогнозируем рыночную цену в районе 32-33 тыс. тенге. В этом году есть вопросы по качеству. Тут информацию об уборке необходимо перепроверить. Если ситуация подтверждается, то одна картинка, если нет – то другая.

– Какие прогнозы на урожай-2013?

– В чистом весе примерно 16,5 млн тонн. Это после того, как зерно будет доработано и доведено до товарной кондиции. Такого объема достаточно, чтобы обеспечить внутренние потребности страны и на экспорт отправить.
– А что с хранением? Не получится повторения ситуации 2011 года?


– У нас в стране мощности элеваторного хранения составляют 14 млн тонн. Так что в этом году проблем с хранением зерна не должно быть. На сегодня на хранение поступило 4,4 млн из 14 млн тонн. При средней многолетней урожайности элеваторных мощностей у нас достаточно.

– Сколько предполагается экспортировать?

– Голое увеличение экспорта не является нашей задачей. Наши внутренние потребности составляют около 8-9 млн тонн. Раньше эта цифра была меньше. Увеличение показателей идет за счет того, что часть зерна пойдет на развитие кормовой базы для животноводства.

– Каковы ваши прогнозы по ценам на хлеб?

– Объективных рыночных причин для резкого повышения цены на хлеб я не вижу.

– Чем вызван рост инвестиций в строительство птицефабрик в стране? Какие меры поддержки предлагает сейчас государство?

– За несколько лет мы за счет субсидий государства на производство яиц заметно нарастили птицеводство яичного направления. Теперь на очереди мясное птицеводство.

У нас потребление мяса птицы составляет 340 тыс. тонн в год. Из них 140-150 тыс. тонн, или 40%, мы производим сами. Нам есть, куда расти. Сейчас свое мясо к нам ввозят Россия, Украина, Беларусь и США.

Поставлена задача нарастить отечественное производство в этом направлении, чтобы максимально рынок был обеспечен собственным мясом за счет своей кормовой базы. Для этого сейчас уже субсидируется килограмм произведенного мяса. С 2014 года в рамках программы «Агробизнес-2020» государство будет возмещать до 40% инвестиционных затрат при строительстве птицефабрик мясного направления.

Таким образом, динамика уже такая, что к 2020 году реально можно довести объем производства до 220-240 тыс. тонн.

Источник: kapital.kz

Также в разделе

Комментарии (0)